Не возомни, любезный читатель,
что сии изображения, зовомые эмблематами,
... сотворены из ничего и значения, которые
они предлагают, могут быть так просто поняты;
ни скорее оболочки, которые скрывают
неизменное и вечное знание ...
Ахилл Бокий (конец XV - середина XVI в.)
Среди символов, которые определяют для полевчан образ нашего края, можно назвать и старинные архитектурные сооружения, и уникальные природные объекты, и легендарные персонажи бажовских сказов.
Уже давно Северская домна - не имеющий аналогов в мире памятник промышленной архитектуры, сооруженный в 1837 г., стала не только символом Северского трубного завода, но и всего Полевского. Символом Полевского края стали и знаменитые солнечные часы, установленные крепостными мастерами-умельцами в селе Мраморском в 1773 г., и двуглавая вершина Азов-го-ры, и, конечно же, образы полевских легенд, о которых поведал в своих сказах П. П. Бажов: Медной горы хозяйка, Великий Полоз, Серебряное копытце, малахитовая шкатулка, каменный цветок, ящерица и др.
Эти символы сегодня часто встречаются в проспектах, на календарях, значках и памятных медалях, на специальных документах.
Однако главным символом любого города в соответствии с давней традицией является его герб. До недавнего времени наш город не имел своего герба, так как статус города Полевской получил лишь в 1942 г., когда о таких "мелочах", как гербы городов, никто и не вспоминал.
Гербы у городов России стали появляться вместе с проникновением западной культуры. И уже в середине XVII в. произошло окончательное установление гербов российских городов. То есть все старые города получили свои гербы, и при основании каждого нового города для него специальным указом верховной власти учреждался собственный герб.
В 1729 г. Петр I установил изображения эскиз герба полевского гербов важнейших российских городов. Для регистрации в основном дворянских, а также и городских гербов в 1737 г. в Санкт-Петербурге была создана Герольдмейстерская контора. С этого времени вплоть до 1917 г. она по всем правилам геральдики (науки о составлении гербов) занималась разработкой разнообразных гербов, которые затем высочайше утверждались.
В гербах регламентировалось все, вплоть до мелочей, начиная от формы щита (только "французская") и заканчивая обрамлением (детально расписывалось, как следует украшать гербы столичных, губернских и уездных городов).
Традиции централизации возрождены и в современной геральдике. По указу президента РФ в Санкт-Петербурге возобновила работу Государственная герольдия, которая теперь предъявляет жесткие требования к соблюдению правил геральдики в городских гербах. Первым муниципальным образованием в нашей области, которое утвердило свой герб в Государственной герольдии, стал Полевской.
Первая попытка создать герб Полевского была предпринята еще в 1970-х гг. Тогда, в преддверии празднования очередного юбилея города, на волне повального увлечения созданием городских эмблем был объявлен конкурс на лучший проект герба Полевского. Конечно же, о соблюдении каких-либо даже самых основных правил геральдики тогда и речи не было - на проектах городской эмблемы изображались трубы, химические реторты, различные шестеренки. Автору признанного лучшим проекта было предложено доработать его с учетом замечаний Свердловского отделения Союза художников, однако он неожиданно уехал из города. Так и остался тогда Полевской без герба.
Между тем каменный цветок и ящерицу - исконно полевские символы расположили на своих гербах-эмблемах почти все города области. Действительно, ящерица в короне, сказочный каменныи цветок - очень удачные символы с точки зрения геральдики. Не случайно они получили столь широкое распространение и стали восприниматься как символы уже всего Среднего Урала.
Однако нельзя забывать, что родина сказов П. П. Бажова - Полевской, именно здесь родились легенды о коронованной ящерице - Хозяйке Медной горы, о цветке из камня, который мечтал создать Данила-мастер. Именно о Полевском крае писал в своих сказах Бажов. Поэтому Полевской, бесспорно, больше, чем другие города Урала, имеет прав на то, чтобы его герб украшали эти символы, созданные полевчанами.
Каменный цветок на проектах эмблемы Полевского встречался еще в 1970-х гг. Когда же в преддверии 275-летия Полевского был вновь объявлен конкурс на лучший проект герба города, коронованная ящерица и каменный цветок уже стали преобладающим сюжетом в представленных проектах. Многие авторы в качестве символа Полевского изображали также цаплю. Дело в том, что изображение цапли использовалось в качестве клейма на продукции заводов Сысертского горного округа, куда входили Полевской и Северский заводы. Между пятью предприятиями, составлявшими Сысертский округ, существовали тесные хозяйственные связи. Округ прежде всего представлял из себя единый экономический организм, а уже затем - административное образование. Ежедневно из Сысерти в Северский отправлялись обозы с металлоломом, из Северского на Верх-Сысертский завод шел чугун, а на Ильинский листопрокатный - болванки.
Естественно, что у такого сложного хозяйственного образования должен был быть один хозяин. Причем хозяин рачительный, с железной хваткой. И такой нашелся. Им стал Алексей Федорович Турчанинов - купец из Соликамска, заслуживший расположение императрицы Елизаветы Петровны тем, что поставлял для царского двора медные тазы и кастрюли высокой художественной отделки. В 1759 г. с разрешения Правительствующего Сената он выкупил заводы округа у казны примерно за 140 000 рублей.
Дело в том, что казенное управление на пользу заводам не шло. Ожидаемых прибылей они не давали, производство сокращалось. Приглашенные из-за границы специалисты не смогли исправить положение. Эту ситуацию предвидел еще В. Н. Татищев, который во время своего управления уральскими заводами выступал за передачу их в частные руки. Именно он разработал план передачи в частные владения Полевского и Северского заводов - первый план приватизации в истории Урала.
До передачи заводов в собственность Турчаниновых центр горного округа находился в Полевском. Три завода - Полевской, Сысертский и Северский - составляли основание Сысертского горного округа и до приватизации назывались Полевскими заводами, потому что, как писали современники, "старший и вместе с тем главный между ними был Полевской".
В годы владения Турчаниновых центр округа постепенно переместился в Сысерть. Сысертский завод имел более мощную крепость, чем Северский и Полевской, и, следовательно, более успешно мог выполнять роль административного центра.
Во время пугачевского восстания А. Ф. Турчанинов сумел удержать в повиновении большую часть мастеровых округа. В январе 1774 г. он остановил принадлежавшие ему Сысертский, Полевской и Северский заводы, укрепил деревянные крепостные стены, которыми были обнесены предприятия, и на свои деньги соорудил вокруг них политые водой снежные валы, укрепив их рогатками и надолбами. Так Турчанинову удалось не допустить отряды пугачевцев на свои заводы.
За это и за успехи в хозяйственном управлении в 1783 г. 70-летний заводовладелец был возведен "с рожденными и впредь рождаемыми детьми его и потомками" в дворянское звание Российской империи и в 1787 г. внесен в список нижегородского дворянства. Как и любому дворянину, Турчанинову был пожалован фамильный герб. Екатерина II писала, что на гербе Турчанинова изображается "серебряная цапля, держащая в правой ноге камень в знак того, что он бдением своим учинил многие как нам, так и государству услуги".
Но серебряную цаплю, держащую в лапе золотой камень, можно найти и на старинном гербе города Кексгольма (русская крепость Корела) - ныне города Приозерска на границе с Финляндией. Этому городу-крепости герб с изображением цапли был пожалован в 1788 г. как знак бдительности.
П. П. Бажов в своем сказе "Не та цапля" писал: "'У старых заводских владельцев, видишь, заведено было метить свои поделки особым клеймом - кто как придумает. Один, скажем, выберет себе соболя, другой беркута либо еще кого, а владелец наших пяти заводов придумал на своем заводском клейме цаплю ставить".
Цапля, держащая камень, в качестве клейма Сысертского горного округа просуществовала вплоть до 1917 г., т. е. более 100 лет. В 1953 г. при реконструкции Северской плотины на чугунной отливке было найдено выбитое клеймо-"цапля", датированное 1829 г. Рядом стоял вензель владельца - Алексея Федоровича Турчанинова. В 1973 г. был найден сувенирный слиток меди производства акционерного общества "Сысертский горный округ". Этот слиток был изготовлен не ранее 1912 г.
Цаплей метилась продукция всех пяти заводов округа, поскольку каждый владелец заводов был обязан иметь свое клеймо. Заводчики не имели права продавать никакие товары без своего заводского клейма. И поскольку центром округа был все-таки Сысертский завод, а резиденцией заводовладельцев - Сысерть, то именно за этим городом и следует признать право поместить на своем гербе изображение цапли. Ведь с этим названием - Сысертский - на протяжении более чем 100 лет жители Урала, России и Европы связывали клеймо-"цаплю". Нельзя по-левчанам нарушать чужой приоритет. Цапля - прежде всего символ Сысерти. Тем более что у Полевского края есть свои, не менее яркие образы - каменный цветок и коронованная ящерица, а также старинные клейма Полевского и Северского заводов, учрежденные в 1735 г.
Клеймить железо, выпускавшееся на уральских казенных заводах, стали уже в начале XVHI в. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть его качество. Уральские руды позволяли получать высококачественное железо. Большое значение имело и применение древесного угля - он не засорял металл вредными примесями. В 1702 г. верхотурский воевода сообщил в Москву о получении на Урале первого прутового железа по шведскому образцу. Воевода указал, что железо заклеймено именами мастеров.
В последующие десятилетия, когда Россия стала выходить на первые позиции в мире по экспорту металла, когда на Урале стали строиться частные заводы, на рынке стал появляться металл неказенного производства, зачастую отличавшийся низким качеством.
Петр I, посылая в 1722 г. на Урал нового управляющего заводами В. И. де Геннина вместо вызванного в столицу В. Н. Татищева, обращал его внимание на необходимость навести порядок в этих делах. В. Н. Татищев уже занимался этой проблемой, и В. И. де Геннин реализовал его задумки. Было приказано на всех заводах ставить на продукции клейма с инициалами мастера, указанием года выпуска, сокращенным названием завода и инициалами управителя. Рядом также ставилось клеймо с изображением государственного герба в знак того, что металл изготовлен на казенном заводе. Если металл выпускался "несходный", т. е. не соответствовавший принятому образцу, то на нем ставилось клеймо в виде треугольника.
В 1734 г. на Урал вновь в качестве управляющего заводами вернулся В. Н. Татищев. Перед ним встала новая задача - не допустить подделки клейм казенных заводов. Для этого нужно было усложнить изображения заводских клейм и упорядочить клеймение металлов на заводах. В 1735 г. в "Наказе шихтмейстеру" он писал: "Чугунные литые вещи должны такое заводское клеймо иметь, которое при литье на них класть". Бракованное железо следовало "тотчас по вылитии испортить и отнють не продавать". На бочках, в которых продавались мелкие припасы - жесть, проволока, сталь и др., - также ставили заводское клеймо. Не клеймили лишь медную посуду и прочие мелочи, "понеже оные уже само своею работою доброту свидетельствуют".
По инициативе В. Н. Татищева 28 марта 1735 г. Канцелярия Главного заводов правления, располагавшаяся в Екатеринбурге, утвердила клейма 17 уральских казенных предприятий. Эти клейма предназначались для продукции железоделательных и медеплавильных заводов "сверх мастерского, управительского, годового и пробного клейм". В государственном архиве Свердловской области хранятся собственноручные эскизы В. Н. Татищева с изображением этих клейм (ГАСО.Ф. 24. Оп 1. Д. 530). Среди них есть и клейма Полевского медеплавильного завода, вокруг которого начала формироваться южная часть нашего города, и клейма Северского железоделательного (ныне трубного) завода, тогда еще строившегося, вокруг которого впоследствии сформировалась северная часть Полевского.
После утверждения клейм казенных заводов Канцелярия Главного заводов правления направила указы на частные заводы с требованием к шихтмейстерам сделать для своих заводов особое клеймо и прислать образцы: "А какое на котором заводе клеймо употребляется, оное напечатав на меди, два прислать немедленно в Канцелярию Главного заводов правления".
Переписка с заводовладельцами заняла более 8 месяцев, и только 20 декабря 1735 г. были утверждены клейма 23 уральских частных заводов. После этого все казенные и частные клейма были "посланы для напечатания и объявления в народ", а также в Коммерц-коллегию в Санкт-Петербург. Коммерц-коллегия согласилась с рисунками клейм, представленными Канцелярией Главного заводов правления, но со своей стороны предложила добавить к каждому клейму "хотя бы сокращенными литерами "Сибирь", дабы по тому знатно было, что то железо сибирское (т. е. уральское. - А.Т.), понеже купцы, как русские, так и иностранные,
К прежним знакам уже признались, и когда новые знаки увидят, то могут быть о доброте железа под сумнением".
Руководство Канцелярии Главного заводов правления учло предложение Коммерц-коллегии, и на заседании 20 апреля 1736 г. приняла решение "к прежде учиненным клеймам прибавить три литеры "СВР", что значить будет "Сибирь", и сделать оные такой же величины, что и заводские клейма".
После окончательного утверждения формы клейм на все заводы в ноябре 1736 г. были разосланы указы с образцами новых клейм. Управители заводов обязывались строго следить за тем, чтобы такие клейма "на железе и прочих сделанных на тех заводах товарах накладывать, а без клейма заводского ничего отнють не продавать и в отпуски не отпускать".
За соблюдением этих правил был установлен строгий контроль. В 1735 г. В. Н. Татищев писал главному межевщику И.Юдину: "... посылаемым на Макарьевскую ярмарку писать, чтоб они накрепко смотрели, не будет ли где посторонних припасов в продаже, и если усмотрят, то оные арестовывать".
В российских портах, через которые велась зарубежная торговля, были учреждены должности специальных браковщиков, которые следили за тем, чтобы кто-либо из заводовладельцев не воспользовался чужим клеймом. За такое преступление в соответствии с указом Правительствующего Сената предусматривалось суровое наказание: "А буде кто ... из заводчиков железо клеймит сибирским клеймом ... фальшиво, и сыщется о том подлинно, и за такое воровство не токмо железо у них отбирать, но и заводы описывать ... безденежно и отдавать другим, кому указано будет..."
Клейма Полевского и Северского заводов, созданные В. Н. Татищевым и утвержденные Канцелярией Главного заводов правления в 1735 г., - знак богини Венеры и восьмиконечная звезда - просуществовали недолго. Металл ими клеймили лишь до 1759 г., когда Полевские заводы у казны выкупил А. Ф. Турчанинов. Сначала они были заменены литерами, а затем - еще примерно через 30 лет - уже известной нам цаплей.
Однако ценность этих клейм состоит в том, что они являются самыми древними символами нашего края и олицетворяют собой единство двух частей нашего города - северной и южной. Кроме того, как уже говорилось, они были созданы крупным ученым, мыслителем и государственным деятелем В. Н. Татищевым. Какое же значение вкладывал в рисунок клейм наших заводов Василий Никитич?
Знак Венеры своим происхождением обязан древнеегипетскому иероглифу "ани", что значит "ключ жизни". Древние греки, а затем и римляне, верили, что богиня красоты Венера появилась на свет из морской пены, и произошло это на берегу острова Кипр - одного из красивейших мест Средиземноморья. Поэтому и стали называть богиню красоты Венерой-Кипридой. Еще в древности на Кипре были найдены громадные месторождения меди, и Кипр стал "медным" центром всего Средиземноморья. Вот и стали средневековые алхимики обозначать знаком Венеры медь. И естественно, что именно этот знак В. Н. Татищев выбрал для Полевского медеплавильного завода.
Восьмиконечная звезда. В свое время В. Н. Татищев практически поставил на научную основу отечественную картографию. Разумеется, для этого ему пришлось изучать более ранние европейские карты. На этих картах север всегда обозначался изображением Полярной звезды. Ее рисовали в виде звезды с восемью лучами. Созвучие в словах "Северский" и "север" и подвигло В. Н. Татищева сделать символом Северского железоделательного завода эмблему указывающей на север Полярной звезды -восьмиконечную звезду.
По этому же принципу В. Н. Татищев создал клеймо Юговского завода: на средневековых картах юг обычно обозначали направленным вниз луком.
Однако с истолкованием клейма Северского железоделательного завода далеко не все так просто. В древности человек впервые познакомился с железом не рудного, а метеоритного происхождения. Первое железо было получено из "падающих звезд", и поэтому во многих древних языках железо называлось "звездным" металлом. Возможно, В. Н. Татищев имел и это в виду, учреждая клеймо Северского железоделательного завода в виде звезды.
Использование клейм заводов в гербах городов вполне допустимо и, более того, закономерно. Известно, что на основе клейм разрабатывались и печати заводов. А заводы XVIII в. стали основой для формирования многих современных уральских городов.
Гербы старинных уездных городов Европейской России создавались еще на основе изображений городских и областных печатей удельных князей, только им были приданы геральдические формы. Изображения непосредственно заводских клейм -"старый соболь", "екатерининское колесо" и др. - также можно увидеть сегодня на городских гербах.
В 1992 г. конкурсная комиссия приняла решение о том, что в герб города обязательно должны быть включены древние символы Полевского - клейма наших заводов, учрежденные В. Н. Татищевым в 1735 г., и более поздние, но исконно полевские символы - каменный цветок и коронованная ящерица. Кстати, некоторые исследователи высказывают предположение, что эти символы связаны между собой. Возможно, что именно знак богини Венеры, которым почти четверть века клеймили полевской металл, и послужил основой для возникновения в народе легенды о Хозяйке Медной горы - полуженщине-полубогине.
Таким образом, с 1992 г. сформировалась основа герба Полевского: в центре щита - зеленый каменный цветок с коронованной золотой ящерицей, в левом верхнем углу щита - восьмиугольная звезда, в правом нижнем углу - знак Венеры. Причем, такое расположение клейм на щите соответствует географическому расположению обеих частей города: северная часть выше и правее, южная - ниже и левее.
Довольно много времени понадобилось для того, чтобы привести проект герба в соответствие с правилами геральдики. В связи с этим он претерпел значительные изменения: поле щита из трехцветного стало серебряным, исчезла корона и обрамление щита.
Пять лет герб города не регистрировался в Государственной герольдии из-за несоответствия правилам геральдики. Произошло это вследствие их незнания. Ведь несколько поколений россиян было лишено возможности изучать науку о гербах. А в дореволюционной России наличие знаний по гербоведению и искусству составления гербов было своего рода необходимым элементом образования молодежи из дворянского сословия.
В соответствии с правилами геральдики герб нашего города должен представлять из себя щит классической "французской" формы - прямоугольник, основание которого равно 8/9 его высоты, выступающий в середине нижней части острием и имеющий закругленные нижние углы.
В книгах по геральдике дается описание значения цветов (финифтей), которые используются в гербах. Зеленый - цвет надежды, радости и изобилия. Красный - цвет мужества. Синий цвет означает силу и могущество. Черный цвет - благоразумие. Серебряный - цвет чистоты и достоинства. Причем основное правило геральдики гласит: финифти нельзя помещать на финифти, а металл на металл.
Все помещенные в щит фигуры должны быть обращены своей передней частью в правую сторону щита. Поэтому и ящерица повернута вправо. Главной фигурой герба считается находящаяся в центре щита и большая по размеру - в нашем случае это каменный цветок и ящерица. Любой художник, рисуя каменный цветок, должен помнить о том, что Данила-мастер свою знаменитую чашу делал по образу "дурман-цветка" - белены.
Вот в таком виде герб муниципального образования "Город Полевской" и был утвержден городской Думой и Государственной герольдией. И несмотря на все изменения по сравнению с первоначальным вариантом, удалось сохранить главное - самобытность герба, его историческое содержание. Это - наш герб, наш символ. Символ, который заключает в себе неизменное и вечное - частицу души полевчан.
Опубликовано:
Полевской край: Историко-краеведческий сборник. Вып.1. – Екатеринбург: Изд-во «Уралтрейд», 1998 (Серия: Уральское краеведение; № 3).
Сведения об авторе:
ПЕРФИЛЬЕВ Андрей Владимирович.
Родился в 1976 г. Окончил школу № 17 г. Полевского. Еще школьником выполнил эскиз герба г. Полевского. Заочно учится в Уральской юридической академии (Екатеринбург). Работает пресс-секретарем главы муниципального образования "Город Полевской". Ведущий программы "Деловой блокнот" на полевской телестудии "5 канал".